Культурный ландшафт Сицилии в образной памяти Марины Цветаевой
Ключевые слова:
Марина Цветаева, Фрэнсис Йейтс, память, виды памяти, культурный ландшафт, русская поэзия, русская литература, СицилияАннотация
Статья посвящена анализу индивидуальной памяти Марины Цветаевой на примере сицилийского культурного ландшафта. Информатизация современного общества приводит к динамизации культурной памяти и возрастанию роли индивидуальной памяти в генерации текстов культуры и их интерпретаций. Сицилийский культурный ландшафт в мифопоэтическом мире Марины Цветаевой занимает особое место, поскольку на основе сицилийской топографии автор создает текст, смысл которого инвертирован по отношению к устоявшемуся восприятию Сицилии в европейской и русской культуре. С античных времен Сицилия представляла собой место встречи разных культур, ее ландшафт вошел в мифологию, историю и философию. Сицилия выступает как окультуренное пространство цивилизации. В творчестве Цветаевой сицилийский культурный ландшафт интерпретируется посредством двух стратегий прочтения ландшафтных текстов – путешествия и изучения литературных текстов о конкретной территории. Во время путешествия в 1912 году Марина Цветаева создала интерпретацию Сицилии как пространства сновидения, а во время освоения творчества Гёльдерлина в 1923–1925 гг. Сицилия и гора Этна становятся символом дикой природы, буйства страстей, выхода за пределы культуры и цивилизации, подлинности природных порывов человека. Индивидуальная память Цветаевой строится по системе мест, одним из которых является Сицилия, но эти топосы играют в пространстве памяти особую роль, обусловленную инверсией смыслов культуры в творчестве поэта.
Библиографические ссылки
Nora P. Entre mémoire et histoire, in Les Lieux de mémoire. Tome 1. Paris : La République, Gallimard, Paris, 1984.
Аванесов С. Философская суицидология. Курс лекций [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский Томский государственный уни-верситет. URL: https://ido.tsu.ru/other_res/hischool/suicide/lek5.htm (дата обращения: 15.10.2021).
Барышникова, Т. Е. Чехов в поэтическом сознании М. Цветаевой // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой. XII Международная научно-тематическая конференция (9–11 октября 2004 года). М., 2005. С. 149–155.
Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти Земли // Региональные проблемы. 2018. Т. 21, № 3. С. 28–34.
Веденин Ю. А. Культурный ландшафт как хранитель памяти ойкумены // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 1(36). С. 21–37.
Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. М., СПб., 2000. 507 с.
Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб. : Университетская книга, 1997. 480 с.
Каганский В.Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии // Обсерватория культуры. 2009. № 1. С. 62–70.
Кононова М. М. Итальянский отзвуки в творческой судьбе Марины Цветаевой. СПб. : Алетейя, 2010. 424 с.
Лавренова О.А. Семантика культурного ландшафта : автореф. … д. филос. н. : 24.00.01 – Теория и история культуры. М., 2010. 39 с.
Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи в 3 т. Таллин : Александра, 1992. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. – С. 200–202.
Хаттон П. Х. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2004. 422 с.
Цветаева М. И. Неизданное. Сводные тетради. М. : Эллис Лак, 1997. 640 с.
Цветаева М. И. Собрание сочинений. Т. 2. М. : Эллис-Лак, 1994. 597 с.
Цветаева М. Стихотворения. Поэмы / Вступ. ст., сот. и комм. А. А. Саакянц. М. : Правда, 1991. 688 с.
Цицерон. Об ораторе // Он же. Три трактата об ораторском искусстве. М. : Наука, 1972. С. 75–252.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.